Программа

функционирования и развития

МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»

 

Школа, способствующая здоровью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиз

«Учить самому главному –

быть счастливым человеком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 – 2010 учебный год

 

 

 

Раздел I. Обоснование программы «Школа здоровья»

1. Введение. 1.1.    Школа и особенности состояния здоровья современных школьников.

Негативное влияние школы на здоровье учащихся является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. Нельзя не согласится с мнением специалистов НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, что, «признавая роль экономических и политических причин в возникновении многих наших социальных проблем, необходимо сосредоточиться все-таки на наших учебных заведениях, поскольку подсчитано, что вклад факторов школьной среды в неблагоприятную динамику здоровья школьников составляет не менее 20%» .

В последние годы данная динамика нарастает. За 30 лет (1960-1993 г.г.) численность практически здоровых школьников (1и 2 группы здоровья) снизилась в 1-х классах с 61 до 46%, в 8-х классах - с 60 до 48%. За время обучения число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз, особенно в 4-5 -х классах, когда совпадают периоды начала полового созревания и повышения учебной нагрузки.

Известно, что важнейшим показателем здоровья человека является его физическое развитие. Мониторинг физического развития школьника в 90-е годы выявил негативные изменения в физическом статусе детей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса. увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается рост отклонений в нервно-психическом здоровье до 54 %, нарушение зрения - 54%, заболевания органов пищеварения - 30%, нарушение осанки и стопы - 38%. 80-90% детей 6-7-ми лет, поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического развития, а 18-20% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.

В 90-е годы стали выявляться дети с общей задержкой психического развития. Такие психические параметры, как мышечная сила и выносливость подростков 90-х годов на 10-18 % ниже, чем у подростков 60-х. Это говорит о нарастающем противоречии между усложнении школьной программы и снижением физических возможностей детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, организм старшеклассников работает на предельных нагрузках. Почти половина восьмиклассников не досыпает от 30 минут до 2,5 часов в сутки. А не хватка только 30 минут сна снижает работоспособность на 30%. Проблема усугубляется тем, что почти 2/3 тех же ребят не бывает на свежем воздухе. А те, кто все- таки вышел на улицу, лишь 8% проводят там 2,5 часа (т.е. сколько нужно).

Одна из причин ухудшения здоровья в самом укладе школьной жизни. Ведь обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, а пассивное школьное обучение принуждает учащихся большую часть дня проводить в сидячем положении и нарушают обмен веществ (ведь у детей более энергичный характер, требующий интенсивных движений).

Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести ощутимые положительные результаты. Исследования показали, что перечисленные выше отклонения, характерные для младших школьников, встречались реже у первоклассников, обучающихся в условиях детского сада. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни: режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. Опыт показывает, что в среднем от 25 до 30% учащихся школы испытывают те или иные трудности школьной адаптации. Мониторинг, проведенный Центром психосоциальной работы в 1998-1999 г.г. показал, что в 55% случаев это проявляется в плохой учебе, в основе чего: недоразвитие высших психических функций (не считая речи) - 40%: собственно речевые проблемы (40%); другие причины, в том числе психосоматические нарушения, школьные неврозы, ЗПР и даже олигофрения (20%).

Остальные 45% школьной дезадаптации связаны с проблемами общения и поведения. подавляющее большинство из которых (60%) вызваны тяжело протекающим кризисом переходного возраста, как следствием нерешенных проблем обучения в начальной школе. Подросток, оказавшийся несостоятельным в учебе, рискует стать либо изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться через отклоняющееся поведения. Есть и другие причины, к которым (в порядке убывания) относится: формирующаяся патологии характера, развитие по искаженному типу, развитие по дисгармоничному типу, психопатии.      \

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи нервно-психические отклонения у школьников чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) и старшеклассников ( в связи с увеличением объема учебной нагрузки).

При этом не следует забывать, что учебная нагрузка возросла и у учащихся начальной школы. Анализ индивидуальных данных показал, что снижение адаптационных возможностей организма чаще встречается у тех шестилетних первоклассников, которые, кроме учебных занятий,  имеют дополнительные  нагрузки     в  виде занятий  музыкой,  иностранным  языком,

рисованием, спортом.

1.2.    Модель здоровья человека.

В основу концепции школы здоровья положены идеи, разработанные на основе фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, физиологии, биологии, социологии, медицины (Анохин П.К., Аршавский И.А., Баевский Л.Г., Божович Л.И., Вернадский П.Т., Выготский Л.С, Казначеева В.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С, Щедрина А.Г. и другие). Образование в школе здоровья предусматривает формирование здоровья и организацию здорового образа жизни как отдельного индивида, так и общества в целом.

В литературе существует множество определений здоровья. Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном Всемирной организации здравоохранения, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ: Устав - Женева, 1968 - с.1). Следовательно в основе данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по нескольким уровням: соматическому (физическому), психическому, социальному, личностному (Иванушкин А.Я., 1982).

В целом модель здоровья человека можно представить в виде схемы, разработанной Трещевой О.Л.     духовное здоровье

  


 

физическое  здоровье                ЧЕЛОВЕК                 психическое  здоровье

  


 

социальное   здоровье

В последнее десятилетие на пересечение медицины и психологии возникла особая отрасль -психосоматическая медицина, в основе которой лежит взаимопонимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболеваний, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда психические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Взаимовлияние «духа» и тела признается безусловно.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Еще в 1974 году В.А. Сухомлинский горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но й благоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» (1974 г. стр. 104-105).

Личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилет жизни (в нашем понимании - здоровым образом жизни). В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как адекватная физическая активность, рациональное питание, личная гигиена и сексуальная культура, здоровый психологический климат в семье и в школе (на работе), отсутствие вредных привычек, экологическая культура, внимательное отношение к своему здоровью.

Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивации формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причем освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации ЗОЖ.

1.3.   О факторах, влияющих на процесс здоровьесбережения.

Сравнивая результаты наблюдений с начала века до его конца, можно сделать вывод о том, что ухудшение здоровья школьников является объективным процессом, на который влияют различные взаимодействующие факторы. Условно их можно объединить в четыре группы:

1)   биологические;

2)   социальные;

3)   экологические;

4)   условия и технология воспитания и обучения детей и подростков.

1.   К биологическим можно отнести определенный рост в области медицины, который привел к выхаживанию нежизнеспособных младенцев. (Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья.) Это в свою очередь приводит к закреплению патологий на генетическом уровне. Дефектологам все чаще приходится работать с целыми династиями умственно отсталых людей, у которых степень отсталости от поколения к поколению возрастала от дебильности к идиотии. По мнению нейропсихолога А.В. Семенович, до 80% современных детей могут иметь генетические предпосылки для возникновения отклонений в дальнейшем развитии.

2.    Из числа социальных факторов хотелось бы отметить лишь негативные последствия имущественного расслоения и усилившихся миграционных процессов, проявившихся в увеличении количества наркоманов, алкоголиков, неполных семей, безнадзорных детей. Сюда же можно отнести и относительное сокращение бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Есть печальная статистика: дети из семей, где пьет один из родителей, встают на путь пьянства в 3-3,5 раза чаще, чем из обычной, непьющей. У алкоголиков больше 80% детей страдают нервно-психическими заболеваниями. Из каждых 100 детей, страдающих эпилепсией, у 60 родители злоупотребляли спиртным.

Рассматривая эту проблему большую тревогу вызывает рост инфекций, передающихся половым путем и СПИД, это происходит на фоне роста токсикомании, наркомании, алкоголизма. Растет уровень заболеваемости сифилисом. Так, в 1998 году число заболевших детей и подростков превысило 22,6 тысяч, из них дети в возрасте до 14 лет - 14,6 %, при этом 66% их заразились половым путем. У каждого четвертого ребенка их этой возрастной группы диагностирован врожденный сифилис. В возрастной группе 15-17 лет с 1998 года заболеваемость сифилисом возросла в 63 раза, а с 1993 года - 5,3 раза. В настоящее время с 1989 года в России выявлено 115 детей ВИЧ-инфицированных.

3.Рассматривая отрицательное влияние экологических факторов, необходимо упомянуть об участившихся авариях и катастрофах, включая чернобыльскую. Не менее серьезная проблема технического прогресса, который всемерно облегчает жизнь, повышая ее комфортность, но одновременно снижает уровень развития собственных защитных качеств. В качестве примера часто приводится последствия «массированного» использования памперсов для младенцев, когда мокрый ребенок спокойно спит, ему «сухо и комфортно». Но этот комфорт ему приносит не мать, количество контактов с которой сокращается, а искусственная прокладка. Сокращается в связи с этим количество микрострессов, необходимых ребенку как источник информации, перерабатывая которую он развивается. Замедляется развитие речевой функции, пусковым механизмом которой является крик недовольного ребенка.

Что касается школьной среды, то здесь положение неоднозначно. С одной стороны, в школах все активнее работают психологи и другие специалисты, применяются новые технические средства обучения и эргономичная мебель, развивается сеть классов коррекционно-развивающего обучения. С другой стороны усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка, которая у старшеклассников достигает 50-60 и более часов в неделю. Увеличение нагрузки вступает в патологическое взаимодействие с возрастанием числа отклонений как в психической, так и физической среде школьников, что, в свою очередь, приводит к школьным неврозам, дезадаптации

Раздел II. Концепция развития МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа» Информационная справка.

Модуль 1. Информационная справка 1.1 Паспорт

Юридический адрес: Белгородская область

Ракитянский район С. Бобрава Ул. Центральная, дом 62

Директор       Забуга Любовь Дмитриевна, Т. 53-1-46 Зам. директора по УВР Луценко Светлана Александровна Зам. директора по ВР   Латышева Тамара Ивановна

Предстоящий ниже анализ ориентирован на переход школы к работе по формированию у учащихся потребность в здоровом образе жизни, и переходе на здоровьесберегающую и здоровьеразвивающую систему воспитания и обучения учащихся при личностно-ориентированном подходе в организации учебно-воспитательного процесса

1.2. Историческая справка.

Бобравская школа была учреждена в 1917 г. как четырехлетняя. В 1932 г. на базе средней школы была создана комсомольская показательная школа колхозной молодежи-семилетка. С 1959 года школа переходит на десятилетнее образование, через год делает свой первый выпуск. Спустя 8 лет (1965г.) получает статус средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. Появились первые ростки ученических производственных бригад. Ее выпускники по окончании 11 классов получали специальность животновод- механизатор. В этом качестве школа просуществовала год, перейдя на десятилетнее образование.

В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1972г.) на средства колхоза «Красное знамя» было построено современное здание школы.

С целью улучшения учебно-воспитательного процесса, досуга детей в 1974 году были открыты группы продленного дня, в которых занимались учащиеся 1-8 классов, а школа получает название «Школа с продленным днем обучения». Решая вопросы воспитания гармонически развитой личности в условиях сельской школы, в 1978 году при школе открывается изостудия, классы: баяна, духовых инструментов и хореографии за счет средств колхоза «Красное знамя». Школа к этому времени получает название «Школа-комплекс». В это время зарождается кабинетная система обучения.

Уделяя большое внимание формированию здорового человека, в 1980 году строится военно-спортивный комплекс, в который входит и тир.

До 1982 г. обучение в начальной школе проводится по трехлетней программе, потом вводится четырехлетнее обучение.

Через три года английский язык изучается с 1-го класса.

В эти годы большое внимание уделяется воспитанию у учащихся любви к земле, формированию навыков сельского труда, поэтому в школе вводится новая дисциплина «Автотрактор», как областной компонент учебного плана.

В годы «мирной революции», когда сельские хозяйства (колхозы, совхозы) стали распадаться, они отказались от лишней обузы, от подразделений инфраструктуры. В связи с этим в 1992 году детский сад становится школьным подразделением.

 

              Педагогический коллектив, работает над формированием грамотного сельского труженика, вводит изучение фермерства. Учащиеся 8-11 классов изучают : полеводство, пчеловодство, коневодство, экономику сельского хозяйства, бухучет, экологию.

В 1992 г. школе выделяется 38 га земли, в аренду, которые через 9 лет перешли в собственность.Образовательное учреждение находится в режиме выживания, самообеспечения.

С 1999 года школа становится подразделением образовательно-культурного центра, куда входят сельская библиотека, дом культуры, дом ремесел, руководство которым осуществляется координационным советом на общественных началах при администрации Бобравского сельского округа.

Образовательно-культурный центр в 2004 году преобразовывается в духовно-просветительский центр, как частью его становится церковь святой Татияны.

1.3.       Характеристика окружающего социума.

Здание школы находится в центре села, где расположены Дом культуры, детский сад, Дом ремесел, сельская библиотека, 4 магазина и 2 кафе, церковь.

Социальная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющих потребность детей и их родителей в образовании, воспитании и укреплении здоровья. Социальный статус родителей составляет:

служащие

рабочие

интеллигенция

безработные

пенсионеры

10%

73%

8%

3%

4%

 

Уровень образования родителей

высшее

Неп.высшее

Ср.спец

среднее

основное

начальное

15%

3%

32%

47%

2,5%

0,5%

 

Коренные жители и приезжие

Коренные

приезжие

68%

32%

 

     Разнородный социальный состав жителей ведет за собой разброс в образовательных уровнях и потребностях. Есть и неблагополучные семьи, в которых злоупотребляют алкоголем один или оба родителя, и количество их увеличивается. Анкетирование показало, что       % отцов курят, что оказывает негативное влияние на формирование у детей здорового образа жизни.

Основные черты социальной среды школы выявляют проблему достаточно большого разброса и слабой сформированности образовательных потребностей детей и их родителей, потребности в здоровом образе жизни. Между тем анкетирование среди

родителей показало, что 85% хотели бы видеть школу, содействующую здоровью учащегося и 15% при этом обращают внимание на повышение уровня обученности детей.

1.4   Общие сведения о режиме работы.

В школе 12 классов- комплектов. Все ученики занимаются в одну смену, в режиме

пятидневной рабочей недели с 6-ым развивающим днем. В субботу работают культативы

«Автотрактор», Компьютер. Продолжительность уроков в 1 классе в 1 четверти 35 минут,

в остальных классах 40 минут.Учебный год разделен на 4 четверти

Обучение в 1 классе - безоценочное. Аттестация во 2 классе проводится 3 раза, в 3-9

классах - 4 раза, в 10-11 классах- 2 раза в год. Режим каникул традиционный.

В школе функционирует группа продленного дня для учащихся 1-6, 8 классов.

Во второй половине дня проводятся индивидуальные консультации, факультативы,

работают кружки, секции.По окончании учебного года проводится обязательная трудовая

практика для учащихся 2-10 классов.

Детский сад рассчитан на дневное пребывание детей, в котором воспитываются 39

воспитанников в двух группах.

1.5   Информация о контингенте учащихся.

      В МОУ обучается 206 учеников. Девочки составляют -     % и мальчики -     % . В детском саду воспитываются 39 дошкольников. Количество учащихся стабильно уменьшается, хотя и незначительно, что видно из диаграммы.

С одним родителем проживает -        школьника, 2 ученика - дети-сироты, дети-инвалиды -      , - дети вынужденных переселенцев. Состоят на учете в ОППН - 1 человек. На внутришкольном учете - 8 человек.

Распределение учащихся по уровням интеллектуального развития.

Уровень Интелл.разв

1 кл

2 кл.

Зкл.

4кл.

5кл.

6 кл

7 кл.

8кл.

9кл.

10кл

Интелл. одарен­ность

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Возраст, норма

2

12

9

19

20

9

15

17

11

21

Ниже возр.нормы

 

2

1

 

 

1

 

8

5

1

1.6   Кадровый состав

  В школе сложился профессионально-компетентный и работоспособный коллектив, в котором работают 32 учителя и воспитателя.

Педагогический стаж представлен в таблице.

Год                                      I   1999-     I     2000-     I     2001-     |     2002-     |     2003-

________________________     2000            2001            2002            2003            2004

Всего членов коллектива_____32_________32_________32_________32_________32

Стаж работы 1-5 лет_________7__________6__________5__________4__________3

Стаж работы 5-15 лет________4__________4__________7__________6__________6

Стаж работы 15-25 лет_______9__________8                  8                 12                14

Стаж работы свыше 25           12                 14                12                10                9

лет

    Из таблицы видно, что по стажу работы педколлектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов. Такое сочетание является хорошей основой для создания и передачи коллективных традиций. Интересно отметить, что 75% учителей выпускники школы. Средний возраст коллектива составляет 36,9 года, что говорит о его мобильности. Это подтверждается тем, что педагогический коллектив в разное время успешно участвовал в осуществлении новаций различного уровня - от районного до федерального.

В коллективе работают: Заслуженный учитель школ РФ, два Почетных работника общего образования РФ.пять, награжденных грамотами Министерства Образования. Имеют :

*   высшую категорию -4 человека

*   первую                    -12 человек

*   вторую                    -11 человек

Пять педагогов - участники районных конкурсов «Учитель года»

 

   Появление в штате школы психолога и логопеда позволило расширить возможности в коррекционной и диагностической работе.

1.7   Специфика текущей образовательной и воспитательной политики.

Свою работу пед. коллектив строил на решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях кабинетной системы обучения на основе сотрудничества ученика и учителя. Последние 5 лет- по претворению в практику работы личностно-ориентированного обучения.

     Школьная ученическая бригада- одна из лучших бригад не только в районе, но и в области. Члены ученической производственной бригады дважды за последние 6 лет занимали призовые места в конкурсах по профессии и были награждены автомобилями «Газель».

Ученики, участвуя, в районных конкурсах ЮИДД, прикладного искусства «Юные дарования», «Музы и дети», ежегодно становятся призерами.

На протяжении уже 20 лет спортивный коллектив школы занимает вторые места в районной спартакиаде школьников и защищает честь района по лыжным гонкам, гимнастике, легкой атлетике. (Результаты соревнований взять из представления и экспертной справки В.Н.)

Учебный план школы создан на основе федерального Базисного плана, Белгородского регионального базисного плана общеобразовательных учреждений и скорректирован с учетом специфики школы, ориентированной на формирование образованного человека, легко адаптирующегося в социальной среде, владеющей современными информационными технологиями, имеющего потребность в здоровом образе жизни.

Спецификой учебного плана школы является то, что за счет регионального и школьного компонента увеличено число часов на изучение английского языка с 1 по 11 класс. На освоение компьютера с 5 по 11 класс. «Сельхоз-машины» отнесены к образовательной области «Технология» для мальчиков, Экология в 8-9 классах. В средней школе (9,10 класс) введены такие предметы как ЭСХ, бухучет, автотрактор, ОРЭ. В школе разработаны авторские учебные программы по экономике с/х и бухгалтерскому учету.

1.8. Материально- техническое обеспечение.

МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа» на правах оперативного управления передано здание общей площадью 2040 м2. В здании в настоящее время оборудованы все кабинеты, необходимые для осуществления образовательного процесса, оснащенные техническими средствами. Школа подключена к «Интернет»

Особого внимания заслуживает спортивная база: спортзал, оснащенный нестандартным оборудованием, тренажерная комната, стадион, 3 спортивные площадки по месту жительства, тир. Имеются кабинеты, оснащенные самым необходимым оборудованием. В школе организовано 2-х разовое питание и 3-х разовое в детском саду. Это вполне позволяет в процессе развития перейти на функционировании её в концепции «Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся».

В средней школе (9,10 класс) введены такие предиеты как ЭСХ, бухучет, автотрактор, ОРЭ. В школе разработаны авторские учебные программы по экономике с/х и бухгалтерскому учету.

Обеспечение ТСО

Кабинеты

ТСО

п\п

 

 

1

Кабинет физика и математика

Фильмопроектор

Коцоскоп

Видеокамера

В идеомагнитофон

 

 

Телевизор LG КЭФ-У-31

2

Кабинет биологии

Графопроектор «Лектор» Диапроектор «Лети» Видеопроектор «Витязь» Киноаппарат «Радуга»

3

Кабинет начальных классов

Графопроектор Электрофон «Волна» Электрофон «Россия» Проигрыватель «Школьник» Магнитофон «SONI»

4

Кабинет географии

Киноаппарат «Украина» Магнитофон «Романтика» Проигрыватель «Школьник»

5

Кабинет иностр.языка

Лингафонный кабинет

6

Кабинет психолога

Магнитофон «SONI»

7

Пионерская комната

Фотоаппарат Усилитель «Фендер» Звуковые колонки «Союз» Синтезатор «Yamaha»

8

Спортзал

Магнитофон «Атланта» Тренажеры Магнитофон «Эльфа»

9

Кабинет ЭВТ

Компьютеры - 5 Сканер Ксерокс Принтеры - 2 Проектор

 

1.9 Система управления

    Внутришкольный контроль основан на взаимоконтроле и контроле. Предпочтение отдается классно-обобщающему контролю, который позволяет не только выявить интересные идеи в обучении у преподавателей, но в большей степени направлен на выполнение единых педагогических и санитарных требований, психологический климат и нагрузку на учащегося в течение дня.

Нашел свое применение в школе и персональный контроль, благодаря которому администрация имеет возможность не столько проконтролировать работу учителя, сколько ее изучить и обобщить опыт, либо помочь в решении создавшихся проблем.

При различного вида контроля участвуют в нем сами объекты контроля и активные родители. К сожалению на сегодняшний день не для всех родители считают такое участие своей важной задачей. Для контроля за знаниями учащихся используются опорно-диагностические тексты, тесты, диктанты, контрольные работы. Для изучения мотивации применяются методики: (у психолога). Для изучения психологического климата и т.д. (психолог). В  принятии управленческих решений участники учебно-воспитательного процесса принимают самое непосредственное участие через консилиумы, педсоветы, временно- созданные микрогруппы. Управление носит диалоговый характер, является и взаимодействием сторон (объект __   субъект, субъект___.субъект)

Управлять - значит создавать условия для развития участников учебно-воспитательного процесса, осуществлять поддержку в этом развитии. Главным методом при этом является метод убеждения.

1.10. Нормативно-правовая база

1.  Конвенция в правах ребенка

2.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3.   Закон РФ «Об образовании»

4.  Национальная      доктрина      образования      в      РФ,      одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г.

5.  Концепция модернизации российского  образования  на период до 2010 г.

6.  Устав школы

7.  Положения (все переписать).

1.11. Финансовые ресурсы.

Школа финансируется за счет средств местного бюджета на 90 %. 10 % за счет спонсоров и родителей.

Модуль 2.Проблемно-ориентированный анализ.

Педагогический коллектив школы накопил определенный опыт практической деятельности по обучению и воспитанию детей, комплект реальных механизмов, позволяющих прогнозировать результативность уровня образованности и воспитанности учащихся. Достигнуты определенные успехи в обучении и воспитании учащихся, о которых упоминалось в информационной справке, и которые можно дополнить данными о хорошем уровне знаний наших выпускников.

Таблица Динамики успеваемости выпускных классов за поел. 3 года .

 

2002-2003 уч.г

2003-2004 уч.год

2004-2005уч.г

46,5%

50%

59%

По результатам ЕГЭ в 2003- 2004 учебном году мы заняли четвертое место в районе, и это при том условии, что мы не отбираем учеников в 10 класс.

После окончания 11  класса почти 100% выпускников успешно учатся в ВУЗах и Сузах.

Динамика поступления в ВВУЗы и ССУЗы

            В то же время изучение соответствия уровня обучаемости и обученности наводит на мысль, что не все резервы использованы.

Таблица соответствия уровня обучаемости и обученности уч-ся 7-8 классов по методу ШТУРА.

Показатели

Низкий

Средний

Высокий

Осведомленность

32%

48%

20%

Аналогии

44%

31%

25%

Классификации

26%

58%

16%

Обобщение

42%

32%

26%

Числовые ряды

30%

44%

26%

Перед      учителями   школы   в   настоящее   время   стала      необходимость разрешения  ряда  противоречий,   которые  рассматриваются   как   факторы развития. Противоречия между:

-    высоким уровнем работоспособности, творчества, профессионального мастерства подавляющего большинства учителей и не удовлетворенностью результатами своей деятельности.

-    целью обучения и мотивацией учащихся к процессу учения.

-    целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе.

-    требованиями современной жизни и уровнем образованности учеников.

педагогическими целями учителей начального, основного и среднего звеньев.

-    высокой физической и эмоциональной нагрузки учителей и недостаточным стимулированием их труда

-  напряженной учебной нагрузкой учеников и состоянием их здоровья.

     Название противоречия рассматривается педагогическим коллективом, как объективные факторы развития.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

В связи с увеличением количества семей, в которых злоупотребляют алкоголем один или оба родителя, с увеличением процента курящих родителей, педагогический коллектив имеет слабую поддержку среди родителей, либо вовсе не имеет, в вопросе формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

В силу этого одним из основных направлений политики школы должно быть постепенное формирование у детей и их родителей положительного отношения к учебе детей, неприемлемого отношения к своим и детским вредным привычкам.

Курение и употребление алкоголя влияют на здоровье детей, их развитие и несовместимо с оптимальным уровнем усвоения знаний. Анонимное анкетирование показало, что 2% учащихся курят, 20% учащихся хотя бы один раз пробовали спиртное.

Проведение диагностики по уровню физического воспитания дали неплохие результаты:

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Сила

10%

12%

14,5%

Скорость

9%

9%

8%

Выносливость

4,8%

4,5%

3,5%

Гибкость

8,5%

11%

16%

 Анализируя результаты успеваемости, диаграммы заболеваемости, физического состояния школьников, педагогический коллектив пришел к еще более выраженному противоречию. С одной стороны хороший уровень физического состояния школьников, с другой высокая еще заболеваемость школьников.

Диаграмма состояния здоровья школьников

    Назрела необходимость целенаправленной работы над формированием у учащихся потребности в самоанализе выше указанных составляющих, увеличение количества и качества спортивно-массовых мероприятий, активизации разъяснительной работы.

Проводимый по классам классно - обобщающий контроль, вскрывает такие негативные явления, как перегрузка учащихся на уроках из-за увеличения интенсивности учебного процесса, из-за увеличения объема домашнего задания

Диагностика  мотивации   учения   говорит   о   том,   что   интерес   у учащихся к учебным предметам еще не на должном уровне, что нередко в учебной деятельности вызывает психологическое перенапряжение учащихся.

На уроках еще нередко используются пассивное обучение, которое принуждает учащихся большую часть времени проводить в сидячем положении, Недостаточная двигательная активность и на перерывах.

Поэтому требуется коррекция в организации учебно-воспитательного процесса: активное использование элементов таких технологий, как работа в парах сменного состава, КСО. Обязательное использование физических пауз на уроке.

Негативное влияние на учеников оказывает недосыпание, чрезмерное увлечение телепередачами. Подавляющая часть учеников не бывает на свежем воздухе. Об этом говорят результаты анкетирования учеников.

Немаловажной составляющей в сохранении здоровья, является психологический климат в школе, классе, на улице. Отрадно, что в нашей школе нет явно выраженных аутсайдеров. И проводимых анкетах отмечается комфортность учеников на уроках и вне их.

Возникают проблемы и с питанием учащихся. В связи с отменой поступления денежных средств из бюджета, вся тяжесть за школьное питание ляжет на плечи родителей. У нас в школе имеются семьи, которым не по карману решение этой задачи.

 

     Основным видом деятельности ребенка является учение. Оно должно быть организовано не столько с учетом индивидуальных особенностей детей, сколько на их основе и образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

1.  Предоставление учащимся многообразия знаний и видов деятельности        (разнообразной        образовательной        среды, опирающиеся на возможности школы и социума) для опробования своих сил и возможностей, проявление интересов и склонностей.

2.  Переход от пасссивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение учащихся в активную самостоятельную деятельность посредствам разнообразных форм.

3.   Учет физиологических и психологических особенностей учащихся с целью сохранения здоровья.

Основой учебного процесса является ЛОО (личностно-ориентировачное обучение), которое ставит во главу угла самобытность ребенка, его самооценку, субъективность процесса учения. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет» а «включение» его собственно личностной функции или востребование его субъектного опыта.

Стандарт образования в системе ЛОО - не цель, а средство, определяющие направления и границы использование предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Кроме того, стандарт выполняет функции согласования ступеней образования и соответствующих требований к личности.

Критериями эффективной организации ЛОО выступают такие параметры личностного развития:

1.  Мотивирующая - принятие и обоснование своей деятельности.

2.  Опосредующая - личность опосредует внешнее воздействия и внутренние импульсы поведения: личность не все выпускает изнутри, сдерживает эмоции, придает социальную форму.

3.  Коллизийная - нормальная развитая личность ищет противоречий.

4.  Критическая - личность критическая ко всяким предложенным средствам, всегда вызывает протест. Личность то, что не навязано извне.

5.  Рефлексивная - конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я».

6.  Смыслотворческая - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию мыслей..

7.   Ориентирующая - построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировозрения.

8.   Обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.

9.   Творчески преобразующая - творчество - форма существования личности. Любой деятельности личность придает характер.

10. Самореализующая - стремление обеспечить признание своего «Я» окружающими, руководствуясь созидательными для общества мотивами. Коротко говоря, личностно-ориентировачное обучение - такой тип обучения, в котором организации взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. В основе психологического основания программы лежит учение П.П. Блонского «О формировании личности ребенка, о влиянии среды, в которой он живет»

Выполнение образовательной программы.

Ступени образования

Формы, методы обучения, технологии.

I. Дошкольное образов

Детский сад работает по программе «Детство»

II. Начальная школа

Переход с классической на программу автора Н.Ф. Виноградовой в течении 4-х лет. В начальной школе изучается английский язык со 2 класса. Введен школьный компонент Речь и культура общения. Внедряются коррекцинно-развивающего обучения с использованием элементов дифференцированного обучения. Используются элементы игровой технологии.

 

Преобладает классно-урочная система.

III. Основная школа.

 

Изучение русского языка осуществляется по комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. Геометрия - по программам и учебникам Анатасяна. Алгебра под редакцией Теляковского. Использованием элементов развивающего обучения, игровой формы, коллективного способа обучения, дифференциации. Школьными компонентами определены такие предметы, как «Художественная обработка древесины», «Компьютеры», «Экология», «Полеводство», «Овощеводство». Они позволяют поддерживать ремесленные традиции на селе; формировать у учащихся знания, умения и навыки работы с землей; знакомить учащихся с новыми информационными технологиями.

IV. Средняя школа.

Школьные компоненты - бухучет, экономика сельского хозяйства выбраны с целью подготовки девушек к грамотному ведению фермерского хозяйства.

Преобладает классно-урочная система обучения и использования лекционно-семинарных занятий, зачетов на основе личностно-ориентированного подхода.

Модуль    3.    Миссия,    концептуальные     цели         задачи     развития

образовательного учреждения, приоритетные направления.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. За концептуальную основу работы школы с детьми выбран тезис о необходимости формирования активной социально-деятельностной позиции школьника к своему здоровью. Среди концептуальных целей выделяет следующие цели:

1.   Создание для участников учебно-всспитательного процесса здоровой среды в школе и в семье.

2.   Осуществление   гармонической   связи   между   обучением   и здоровьем

3.   Осуществление коллективного и комплексного подхода к этой проблеме.

Для   реализации   намеченных   целей   необходимо   решить   следующие перспективные задачи:

1.   Осуществить интеграцию дошкольных, школьных и внешкольных

учреждений для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни

2.   Создать творческое, психологически комфортное образовательное

пространство, в котором каждый ребенок полностью смог бы реализоваться в формировании знаний, умений, навыков и достигли бы своего оптимального уровня развития.

3.   Восстановить   традиции   семьи   по   решению   выше   означенных проблем..

4.   Способствовать      ученикам   в   своем   развитии   достичь   моделиПодпись: Нравственность, духовность

 

  выпускника.

 

Подпись: Эстетическое и культурное  развитие
Подпись: здоровье

  

 

 


 

Выпускник – человек творец,

Подпись: Саморазвитие, формирование самосознания, становление активной жизненной позиции

 

Подпись: Творчество: развитие творческих способностей

 

личность

 

Подпись: Патриотизм, гражданство
Подпись: интеллект

 

 

  


 

   Школа, разрабатывая программу развития,  в качестве наиболее важных направлений определяет приоритеты:

*  Приоритет здоровья; «Все имеет смысл, пока мы здоровы»

*  Комфорт                  духовный                  и                  материальный, красота формирует личность

*  Все лучшее развивается там, где есть творческое отношение к жизни На наш взгляд основным из них является принцип психологического комфорта. В нашем представлении он складывается из:

*  Стиля взаимоотношения детей и взрослых в школе, детей друг с другом, в семье, атмосферы дружелюбия

*  Возможность     самореализации     личности     через     организацию разнообразной деятельности

*  Возможности    учиться    и    развиваться    соответственно     своим психофизиологическим особенностям

*  Атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития актизной созидательной личности.

Деятельность педколлектива направлена на развитие трепетного отношения к таким ценностям, как любовь, доверие и уважительное отношение друг к другу, создание психологического комфорта для всех субъектов учебно-воспитательного процесса, на преемственность формирования педагогического коллектива из числа выпускников с целью сохранения трудовых и нравстьенных традиций.

Раздел III. Образовательная программа.

Модуль     4.     Содержание     образования,     его     научно-методическое обеспечение.

Переход   к   школе,   способствующей   здоровью   участников   учебно-воспитательного процесса, позволяет нам выделить следующие принципы:

1.  Принципы гуманизации и демократизации, позволяющие считать приоритетным интересы родителей и детей по отношению к учебе и воспитательным целям, создавать оптимальный психологический климат в коллективе. Он предполагает защищенность, комфортность и сотрудничество всех членов коллектива.

2.  Принцип индивидуализации обучения, который обеспечивается диагностическим подходом, изменением технологии учебно-воспитательного процесса.

3.   Принцип преемственности педагогических действий в дошкольном, школьном и послешкольном периодах развития личности.

Процесс перехода к школе, содействующей здоровью участников учебно-воспитательного процесса требует соблюдения преемственности целей и задач образовательной деятельности.

Примерная структура образовательной модели школы, содействующей здоровью представляет собой линейно-модульную структуру, включающую в себя модуля: учебный план, внеклассная работа, дополнительное образование.

При выполнении учебного плана предполагается применение здоровье сберегающих технологий в учебном процессе, создание хорошего психологического климата на уроке, активизация просветительской работы на каждом уроке, содействующей формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Общим документом, определяющим направление методической работы являются стандарты образования.

Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться на диагностике уровня развития ребенка и коррекционной работе.

Во внеклассной работе приоритет отдается повышению двигательной активности учащихся, пропаганде здорового образа жизни, массовости проводимых мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Дополнительное    образование    призвано    удовлетворить    интересы учащихся.

Раздел IV. Программа деятельности по реализации концептуальных целей и задач.

Модуль 5. Характеристика изменений в организации образовательного процесса и мониторинге его результатов

При переходе на школу, способствующую сохранению здоровья, особых изменений в организации образовательного процесса не планируется за исключением введения гимнастики до уроков, выделение 30 минутного перерыва для проведения динамической паузы, обязательного проведения Дня здоровья 1 раз в четверть, планирование активизации пропаганды здорового образа жизни по возрастным группам. Подробно указано в программе «Здоровье».

Кардинального изменения требует организация учебной деятельности учащихся, связанная с переходом от пассивных форм обучения к активным.

Большую и кропотливую работу предстоит сделать по обучению педагогического коллектива, проведению диагностической работы.

Предполагается сохранить такие формы контроля, как классно-обобщающий, предупредительный, фронтальный, отдавая предпочтение классно-обобщающему, который позволяет объективно проанализировать умственные и психологические нагрузки, вскрыть их причины и наметить пути их устранения.

При контроле за уровнем усвоения стандартных знаний учащихся и развитием учеников целесообразно шире использовать тестирование.

В связи с отказом государства от организации питания детей в школе, необходимо будет активизировать работу по самообеспечению, в поиске хорошо оплачиваемого труда школьников во время прохождения производственной практики, в поиске спонсоров.

Предстоит с разрешения санэпидемстанции, введение в ежедневное горячее питание школьников фиточай.

Приведение в соответствие с СанПином школьной мебели - одно из наиболее важных условий перехода к школе, содействующей здоровью детей.

Модуль 6. План конкретных действий по направлениям функционирования и развития школы.

Этапы:

/ этап 2005 - 2006 гг. - этап создания санитарно-гигиенических условий, формирования структуры и содержания при переходе к школе, содействующей здоровью.

II этап 2006 - 2008 гг. - этап коррекции и реализации программы.

...

III  этап 2009 г. - завершающий этап отработки условий школы, содействующей здоровью.

Преобразованию и развитию подвергаются следующие направления деятельности школы:

1.   Санитарно-гигиенические условия питания, управление материальной базы.

2.  Личностно-ориентированное обучение

3.   Совместная деятельность школы, родителей и общественности.

План мероприятий по претворению программы развития в жизнь.

Цели

Задачи

Мероприятия

Сроки выпол нения

Кто

ответственн

ый

I. Санитарно-гигиенические условия, питание, материальная база.

Создание

Приб-

1. Определение       количества

1.01.05

Медсестра

оптимальн

лизить

недостающей         мебели         по

 

 

ых

условия

возрастным требованиям.

 

 

условий

жизне-

2. Изыскание   средства   для

1.09.05

Директор

для

деятель-

приобретения мебели.

 

школы

сохранения

ности

3. Изготовление             ограды

 

Учредители

здоровья

школы

вокруг школы

 

 

школьнико

к требо-

4. Приобрести    в    столовую титан

1.9.05

Директор

в.

ваниям

5. Пополнить   библиотечный фонд                                 по Здоровьесберегающей 

 

шк.

 

САНПИ

 

1.09.06

Директор

 

НА.

6. Изучить    фитотерапию   и вырастить     в       классах цветы,              благотворно

 

школы

 

 

  влияющие     на    здоровье

2005-

Биолог

 

 

детей.

2006 г.

Кл. руковод.

 

 

7. Заготовка    лекарственных

 

 

 

 

трав (мята, душица, липа,

 

 

 

 

шиповник,       боярышник,

Ежег.

Начальник

 

 

мелиса) для фиточая.

 

оздоровит.

 

 

8. Заготовка  сухого  укропа,

 

лагеря,

 

 

петрушки,       сухофруктов

 

медсестра.

 

 

для питания в столовой.

Ежег.

Начальник

 

 

9. Витаминизировать обеды с

 

оздоровит.

 

 

помощью    заготовленных

 

лагеря,

 

 

на зиму овощей.

 

кладовщик,

 

 

10.Обновить стадион:

 

медсестра.

 

 

-   установить горку

Ежег.

Медсестра, Руководител

 

 

-   установить лабиринт

2007 г.

Ъ

УОУ.

 

 

11 .Создать оргкомитет для

 

Учитель

 

 

оформления школы.

 

физкультур

 

 

12. Изучить дизайн школы,

 

ы,

 

 

содейст.здоровью и оформить

2005 г.

Завхоз.

 

 

согласно дизайна.

 

 

 

 

14.     Пополнить    медкабинет

 

Оргкомитет

 

 

согласно требованиям.

 

 

 

 

16.    Разработать    и    создать уголок здоровья для начальных классов, создать зону отдыха

 

 

П. Содержание образования.

 

 

 

Изучить мнение учеников

2005 г.

 

 

 

 

и родителей по введению

 

Классный

 

 

 

курсов          «Этика          и

 

руководитель

 

 

 

психология           семейной

 

5

 

 

 

жизни»   в   универсальных

 

ПСИХОЛОГ.

 

 

 

классах.

 

 

 

III. Совместная деятельность школы, родителей и общественности.

 

Привлече

Активизи

1. Ознакомление родителей

2005 г.

Директор

 

ние

ровать

с программой развития.

 

 

 

родителе

работу

2.        Организовать       для

2006 г.

Директор

 

й             к

родителей

родителей      лекторий      о

 

 

 

переходу

по физи-

здоровом образе жизни.

 

 

 

к    школе

ческому и

3.  Провести родительское

2006 г.

Директор

 

здоровье-

нравствен

собрание   «Роль   семьи   в

 

 

 

сбережен

-ному

формировании у учащихся

 

 

 

ия.

воспита­нию

потребности    в    здоровом образе жизни.»

 

 

 

 

детей.

4.               Индивидуальное ознакомление родителей с результатами диагностик.

Ежег.

Кл. руковод.

 

 

 

5. Проведение спортивного

Ежег.

Кл. руковод.

 

 

 

праздника «Папа, мама и я

 

 

 

 

 

-    спортивная    семья»    в

 

 

 

 

 

каждом кл.

 

 

 

 

 

6. Проведение совместных

1    раз    в

Уч.

 

 

 

дней здоровья.

четверть

физкультуры

 

 

 

7. Привлечение родителей

Ежег.

 

 

 

 

к работе оздоровительных

 

 

 

 

 

площадок.

 

 

 

                   

 


 

Осуществление личностно-ориентированного обучения.

1 {ели

Задачи

Мероприятия

 

 

Диагностика

Методич. работа

Работа с детьми

Срок выполнения

1. Создание

1. Обучать в соответствии с

1. Диагностика

1. Выбор технологий

Развитие учащихся

2005 г.

условии для наиболее полного

индивидуальными стилями понимания.

индивидуальных когнитивных

обучения (содержания методов

через самопознание. Практическая работа

 

освоения

 

стратегии учителя и

и средств)в

с детьми.

 

учащимися

 

учащихся.

соответствии с

 

 

материальной и

 

Психолог.

доминирующими

 

 

духовной

 

 

когнитивными

 

 

культуры,

объективного

мира.

 

 

стратегиями учащихся. «Школа», «Уча-учись».

Психолог, завуч. 2. НМС для учителей по учету индивидуальных когнитивных стратегий в процессе обучения. Школа «Уча-учись» Психолог, завуч. 1. НМС для

 

2005 г.

 

2 .Индивидуализировать обучение с учетом

 

учителей по учету

индивидуальных

особенностей

Занятия в школе

 

 

межполушарной

Диагностика

правополушарных и

самопознания по

2005 г.

 

ассиметрии.

межполушарной

левополушар-

использованию

 

 

 

ассиметрии.

ных детей. Работа с

своих задатков в

 

 

 

На уроке биологии. Биолог, психолог.

детьми в школе познания. «Школа», «Уча-учись» Завуч, Психолог.

учении, связанных с доминирующим полушарием. Выбор профессии.

 

 

3. Учитывать индивидуальные

Диагностика

НМС для учителей по учету индивидуальных процессов и их

Кл. руководитель Психокоррек-ционная работа с учащимися и

2006 г.

 

особенности внимания, мышления, памяти,

индивидуальных особенностей

коррекции.

Школа, «Уча-учись»,

развитие и коррекция памяти,

 

 

учебной мотивации.

познавательной

деятельности.

Психолог, Кл.

руководитель.

Диагностика

задержек

психического

развития.

Психолог.

Обмен опытом.

НМС по учету

индивидуальных

особенностей

мышления, воображения. На всех уроках. Учителя-предметники. Занятие в школе самопознания «Как развивать память, мышление, воображение». Занятия в школе Самопознания. Какой у меня

 

 

4. Индивидуализи­ровать процесс обучения с

Диагностика

темперамента в учебно-воспита-

темперамент?

 

 

учетом темперамента.

индивидуальных

особенностей

темперамента

тельном

процессе. Школа«Уча-учись»

 

 

 

5. Индивидуализиро­вать обучение с учетом

учащихся.

Кл. руководитель

Завуч, психолог.

НМС по учету социокультурного опыта при обучении

Помощь учащимся при выборе профиля в обучении. Кл. руководитель,

 

 

склонностей учащихся.

Диагностика

и воспитании.

психолог.

 

 

 

склонностей

Школа, «Уча-учись».

 

2007 г.

 

 

учащихся.

Завуч, Зам директора

 

 

 

 

Кл руководитель.

поВР.

 

 

 

6. Организовать обучение с

 

 

 

 

 

учетом индивидуального

 

 

 

 

 

социокультурного опыта.

Диагностика социокультурного опыта учащихся. Кл. руководитель

Обучение детей С хроническими

Привлекать

2007 г.

 

7. Обучать детей с

 

заболеваниями.

учащихся к сбору

 

 

учетом их здоровья и

 

Методическая

материала к урокам

 

 

формировать потребность в

 

оперативка.

по формированию

 

 

здоровом образе жизни.

 

Медсестра, завуч

здорового образа

 

 

 

Диагностика

Педсовет:

жизни.

 

 

 

заболеваемости.

«Формирование

Распределение

2006 г

 

 

Медсестра.

здорового образа

школьников по

 

 

 

Анкетирование по

жизни в учебной

группам здоровья.

 

 

 

выявлению

деятельности»

Медсестра, Уч.

 

 

 

курильщиков и

Фестиваль уроков

физкультуры.

 

 

 

учащихся,

«Здоровый образ

 

 

 

 

употребляющих

жизни на уроке»

 

2006 г.

 

 

Алкоголь и

Методическая

 

 

 

 

наркотики.

оперативка

 

 

 

 

Кл. руководитель

«Проведение гимнастики для глаз и осанки»

 

2007 г.

 

 

 

Медсестра, уч. физкультуры Учет пробелов в

 

 

 

 

 

знаниях и пути их устранения.ММО

 

 

 

 

 

учителей-

 

 

 

 

 

предметников. Методическая

 

 

 

 

*

оперативка «Методика

 

 

 

8. Формирование механизмов самообучения,

 

проведения спортивного часа» НМС для учителей. Изучение методик включения учащихся в здоровьесберега-

Изучение «НОТ

школьника»

Кл. руководитель.

 

 

развитие мотивов учебной деятельности.

Диагностика

ющую деятель­ность, способов формирования личностных

 

 

 

 

состояния здоровья на начало и коней учебного года. Медсестра. Диагностика

концепций здоровья. Завуч, зам. дир. По УВР.

Развитие механизмов самообучения,

 

2006 г.

 

 

зрительного утомления и позы. Мониторинг физического

развития мотивов учебной деятельности. Педсовет. Директор.

 

 

 

 

состояния учащихся. Уч. физкульт.

 

 

 

2. Помощь

воспитуемому

в самореали-

зации своего

потенциала.

1. Обеспечить условия для самореализации учащихся в стенах школы.

 

 

Организовать кружки, спортивные секции по интересам

 

 

Анкетирование

Изучение опыта

в рамках ДНЦ, ДДТ,

 

 

учащихся по

работы учителей,

ДЮКАП.

 

 

изучению их

использующих

Зам. директора

 

 

интересов во

деятельностныи

поВР.

 

 

внеклассной

подход в обучении.

 

Ежег.

2. Перейти от инфор-

деятельности.

Завуч, рук. ММО.

Конкурс рефератов

 

мационных методов

Кл. руководитель.

 

учащихся на темы

 

обучения к деятельному

 

Педсовет в форме

здорового образа

 

 

творчес­тву.

1. Обеспечить

 

защиты технологии с деятельным подходом. Директор.

Педагогическая поддержка в обучении и воспитании Педсовет

жизни.

Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»

Круглый стол старшеклассников «Враги человека»

Индивидуальная работа кл. руководителя и

2006 г.

2007 г.

 

психологический комфорт

 

НМС по

психолога с

2008 г.

 

в школьном коллективе

 

составлению

аутсайдерами, с

 

 

 

 

личностно -

детьми из группы

 

 

 

Диагностика

ориентированных

риска.

 

 

 

межличностных

программ развития

 

 

 

 

отношений

каждого ученика на

Классные часы с

 

 

1. Обучать учащихся,

Психолог

каждом возрастном

целью выявления

 

3. Помощь

воспитуемым по

установлению

удовлетворяющих

их

межличностных

отношений

оптимально используя его

 

этапе

психологического

2008 г.

способности и

 

(1кл., 4 кл., 8 кл.ЛО

климата в классе,

 

возможности

 

кл.)

детей, нуждающихся

 

 

 

 

в индивидуальном

 

 

Проведение

 

подходе.

 

 

мониторинга

 

Кл. руководитель.

 

 

личностного развития каждого

 

Система классных часов, посвящен-

 

4. Осуществление

личностно-

ориентированного

Обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление внешней дифференциации

 

ученика на каждом

 

ная выработке

2005 г.

 

возрастном этапе

 

умений, относя-

 

 

 

 

щихся к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содействовать профильному образованию

 

 

Проведение мониторинга личностного развития каждого ученика на каждом возрастном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг успеваемости уч-ся, учителя-предметника

 

Анкетирование по изучению интересов уч-ся в образовательной деят-ти

 

Изучение склонностей уч-ся 8 класса с целью создания элективных курсов.

Создание творческих групп по разработке и корректировке механизма развития здоровье

сберегающей среды. Педсовет, завуч Обучение педагогического коллектива методом диагностики и коррекции личностного развития каждого ученика на каждом возрастном этапе

 

проведение психолого- педагогических консилиумов по разработке плана коррекции личностного развития учащихся на основе диагностики.

 

Обсуждение педагогической картины развития ребенка в 4,8, 10 классах

саморегуляции

состояния,

самоконтроля в

стрессовых

ситуациях.

Рук. МО, кл.

руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение контингента уч-ся для профильных и универсальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

2005-2009

 

 

 

 

 

 


 

Примерная структура образовательной модели школы, содействующей здор<

Выполнение учебного плана Образовательные технологии

Прог-

рамма

«Детст-

во»

Математика

Русс.язык

Руск.язык

 

 

 

 

 

ВУЗы


СУЗыЗДОРОВЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Русский язык

Литература

Литература

Чтение

Ан. Язык

Анг.язык

Англ .язык

Истори

История

Осн. пр. культ.

Обществозн.

Обществ.

Окруж. мир

Биология

ОРЭ

Природовед..

Экология

География

ИЗО

География

Биология

Музыка

Физика

Физика

Физ.культура

Химия

Химия

Худож. Труд

Музыка

Физ.культ.

 

     Изо

       Астрономия

 

  Черчение

         ЭСХ

 

   Физ. культура

   Автотрактор

 

  Труд

 

 

   ОБЖ

 

 

 

   Деревообраб.      Хозяюшка

 

Детский

Начальная

Основная

Средняя

сад

школа

школа

школа

 

 

Воспитательная работа

Воспитательные технологии

__Духовно-просветительский центр

 

Соломка

Абитуриент

ПДД

 

Макраме

Юннат

        Абитуриент

 

Вышивка

Выраз.чтение

        Танцевальный

 

Юннат

Анг.язык

         Шахматы

 

Танцевальн.

Живое слово

ДЮКФП

 

Лоскут.шитье

Юный географ

КТЮЗ

 

 

Деревообраб.

В мире

физики

 

 

Цветовод

 

 

Макраме

 

 

 

Компьютер

 

 

 

Юный

летописец

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели управления

>  Создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы школы в режиме развития, используя внутренние и внешние консультации

>  Поддержка творческих инициатив в коллективе

>   Создание комфортных условий для участников учебно -воспитательного процесса

Задачи:

>   Изменить поведение сотрудников в необходимом направлении, обогатить их навыками руководителя, и как организатора, и как участника рабочей группы

>  Вовлечь персонал в организационное развитие школы

>  Держать ориентиры не на отдельных сотрудников, а на рабочие группы.

Управление процессом развития школы основано на консультировании всех членов коллектива участниками той рабочей группы, которые наиболее компетентны в решении возникшей проблемы.

Консультирование - это предоставление рекомендаций и профессиональной помощи по вопросам обучения и воспитания.

Использование управленческого консультирования позволит коллегиально управлять развитием школы.

Рабочая группа, отслеживая, анализируя деятельность школы по своему направлению, изучает и разрешает возникшие проблемы в рамках группы, делает выводы, представляет их на экспертный совет и после рассмотрения на заседании экспертного совета, консультирует коллектив, отдельные группы учителей и воспитателей. Коллективные решения проблемы проходят в форме деловых игр, диспутов, заседаний за круглым столом, в форме мозгового штурма и т. д.

В конце каждого года рабочая группа представляет анализ и предложения по корректировке развития на педагогический совет.

 

 

 

 

 

В итоге реализации программы предполагается получить следующие результаты:

1.    Созданные   санитарно-гигиенические   условия,   отвечающие   школе   со здоровьесберегающей системой.

2. Сформировать:

а)  у членов педколлектива потребность в изучении личности при обучении и воспитании учащихся.

б)   Активное обращение к деятельностным технологиям здоровья,  которые позволяют индивидуализировать процесс обучения и воспитания.

в)  у учащихся потребность в здоровом образе жизни. Искоренить вредные привычки у школьников.

3. Добиться 100 % успеваемости учащихся при 45% качестве знаний.

4. Выпускники максимально приближены к модели выпускника.

 

 

Литература

 

1.  Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87 - ФЗ «Об ограничении курения табака»

2.  Конвенкция о правах ребенка, 1989г.

3.   Федеральный закон от 3.07.1998г - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

4.   Закон Белгородской области от 12.12.2000г №123 «О защите прав ребенка в Белгородской области»

5.  Ату по ПР., Климо Е.А. Проблема психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологи - 1984 «1, с. 13-19

6.  Байер К., Шрейдер Л. Здоровый образ жизни: Пер.с анг. - М\Мир, 1997г

7.  Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. Вопросы психологии - М, 1991 №2

Сайт создан в системе uCoz